Один из самых странных вопросов, которые мне приходится слышать: «Как настроение?» Этот вопрос кажется мне не совсем вежливым. Я же вас не спрашиваю: «Ты сегодня чистил зубы?», «Ты сегодня никого не ограбил?» А вы почему подозреваете меня в нехорошем?

Чтобы объяснить вам свое недоумение, я придумал такую метафору. В одной стране жили люди, которым ничто не доставляло такого удовольствия, как быть чистыми и красивыми. Это было буквально главной радостью в жизни для них. И поэтому, когда, встречаясь, они спрашивали друг друга: «Как твое настроение?», это означало — «Ты сегодня чистый?»

Но проблема в том, что в той стране были ужасно плохие дороги, тротуары и даже тропинки. Буквально яма на яме, причем глубокие. Поэтому выйти из дома и не испачкаться — было редкостной удачей. Поэтому чаще всего на вопрос «Как настроение?» жители той страны обычно отвечали: «Ну… сам видишь».

Понятно, что жители этой страны могли бы быть всегда счастливы, если бы они умывались, водопровод-то у них был. Но в этом и странность — они не знали, что можно умыться — и будешь чистым.

Кажется, что герои этой притчи ведут себя довольно глупо. Но на самом деле они ведут себя ничуть не глупее, чем все те люди (реальные, не из притчи), которые позволяют себе испытывать плохое настроение.

Почему мы все верим, что человек должен быть или бывать несчастным, грустным, тревожным и оставаться в этом состоянии, ничего не предпринимая, чтобы изменить ситуацию? Что это за нелепая идея и почему она так распространилась?

На самом деле, гигиена души очень похожа на гигиену тела, и так же необходима, если не больше. Не случайно героям моей притчи доставляет огромную радость быть чистыми. Человек устроен так, что в своей норме, такой, какой он должен быть, с чистой совестью, он счастлив, он непрестанно радуется. Лишает нас радости, порождает уныние, злобу, беспокойство страх — все то, что мы относим к плохому настроению — то, что загрязняет нашу совесть. Значит, если мы будем заботиться о чистоте своей совести как заботимся о чистоте тела — мы забудем о плохом настроении и перестанем задавать друг другу этот странный вопрос.

Ведь когда мы испачкались — мы умываемся, когда ушиблись — мажемся йодом, когда порвали одежду — зашиваем ее. Почему же мы не делаем того же самого со своим настроением, как глупые и несчастные герои моей притчи?

Пусть каждый ответит на этот вопрос сам. У меня есть только одно объяснение — люди не знают, как лечить свое настроение.