Прежде чем продолжить, позволю себе лирическое отступление о двух главных врагах нашего героя – лени и ограниченности представлений. Они огромными булыжниками висят на его неокрепшей шее и тащат, в момент кризиса, на дно.

В 16-20 лет человек уже обладает многими ресурсами, позволяющими действовать самостоятельно. А значит, кризис можно предотвратить. Или смягчить и вполне успешно преодолеть. Если не лень! Лень способна довести до кризиса отрицательного баланса катастрофической глубины. Потому что даже когда кризис разразился и начинает углубляться, выход из него напрочь блокируется ленью. Ситуация со временем все более усугубляется. Долги растут. И наш герой заходит в тупик. По крайней мере, создается иллюзия тупика.

Также работает против него ограниченность представлений о себе и мире.

Желая больше от мира получить, наш герой не пытается миру отдавать. Он придается мечтаниям о легком успехе. Тешит себя примерами олигархов, победителей лотерей, создателей выгодных браков и т.п. Эти размышления, естественно, никуда не движут. Время идет, баланс остается хронически отрицательным. Терпение окружающих и мира тает. Наш герой вынужденно приходит к выводу (потому что все вокруг этот вывод как бы подтверждает) о том, что он «бесполезен», «никому не нужен» и т.п.

Очень усугубляет ситуацию привычка решать вопросы «во внешнем пространстве». И решать их «сразу». Как в детстве. У Константина Симонова есть лирическое, и, как мне кажется, с долей грусти и иронии стихотворение, хорошо иллюстрирующее такую «детскую» стратегию.

Плюшевые волки,

Зайцы, погремушки.

Детям дарят с елки

Детские игрушки.

И, состарясь, дети

До смерти без толку

Все на белом свете

Ищут эту елку.

Где жар-птица в клетке,

Золотые слитки,

Где висит на ветке

Счастье их на нитке.

Только дед-мороза

Нету на макушке,

Чтоб в ответ на слезы

Сверху снял игрушки.

Желтые иголки

На пол опадают...

Все я жду, что с елки

Мне тебя подарят.

Когда нашему герою приходит время что-то менять внутри себя, и менять достаточно последовательно и долго, готовности к этому оказывается ноль. А значит, он предельно зависим от внешней ситуации. Пока ветер «попутный» – все в порядке. Стоит вовне чему-то не заладиться – начинается жесткий кризис.

В момент кризиса, будучи лишенным поддержки вовне, наш герой все-таки обращается вовнутрь. И что он там внутри делает? Варится в соку бесконечных рассуждений и размышлений. Преимущественно о несправедливости мира. Иногда о собственной «никчемности» и т.п. Достаточно часто он изо всех своих «последних» сил жалеет себя. И пытается истребовать эту жалость у окружающих.

Это прямо противоречит тому, чего от нашего героя хочет жизнь. Потому что он растрачивает ее энергию на негатив. Он ничего не созидает, а только транжирит. В результате жизнь (которую, как мы предположили, интересует обновление и пополнение ее самой) начинает «перекрывать кран». «Булыжник» на шее становится все тяжелее. Выходов из ситуации видится все меньше.

«Разные» причины

Справедливости ради, нужно заметить, что кризис может разразиться и в другом возрасте. И при других обстоятельствах. Например, при увольнении. При заболевании. Потере близких. И подобных испытаниях.

Здесь есть важное отличие между людьми «положительного баланса» и «отрицательного» (либо даже «нулевого»). Люди положительного баланса могут временно «просесть». Но так как они много отдавали жизни и окружающим, поддержка к ним возвращается. Жизнь помогает такому человеку выбраться из ямы, ведь для нее это «выгодное вложение».

Если человек ровно столько проедал, сколько отдавал (то есть стремился быть «здоровым эгоистом») – он уже рискует. Но привычка держать баланс, его вероятно выручит.

Человек с хронически отрицательным балансом входит в долгий и тяжелый кризис. Он циклится на своей проблеме. И настойчиво пытается превратить ее в источник постоянного получения ресурсов от окружающих. Он – паразит. И выручают его обычно всего несколько обстоятельств: или спонсоры-альтруисты (в лице членов семьи, друзей и др.), или наличие больших талантов и прочих моментов «положительной конъюнктуры», или… Или жестокий кризис, приводящий к «прозрению» и заставляющий менять свое поведение.